В Якутии создали полигон для исследования автозимников и методов их укрепления

На севере Якутии создан полигон для исследования несущей способности автозимников и методов их укрепления. В этом проекте участвовали ученые и специалисты в области дорожного строительства. Как сообщает «Путь развития» со ссылкой на ТАСС, об этом заявил заведующий кафедрой автомобильных дорог и аэродромов автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Сергей Копылов.

«Создан опытно-экспериментальный полигон на реке Индигирке, состоящий из шести разных участков с разными способами укрепления льда для их изучения и выявления зависимости несущей способности от способа укрепления. Это позволит нам сделать выводы о возможностях раннего открытия ледовых автозимников«, — рассказал Копылов.

Он уточнил, что полигон расположился в Абыйском районе. Сложные климатические условия в этом улусе сопоставимы с условиями большинства арктических районов республики, по которым пролегают автозимники.

В Якутии, где сезонные дороги являются важной артерией транспортного сообщения с отдаленными поселениями, сроки открытия и закрытия автозимников напрямую зависят от природно-климатических условий. Температура наружного воздуха и количество снежных осадков влияют на толщину льда, от которого, соответственно, зависит грузоподъемность для пропуска транспортных средств.

Автозимник — сезонная дорога с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта. Практически все арктические дороги являются автозимниками, когда сухопутное сообщение является сезонным. Сроки действия автозимников и их эксплуатационные характеристики напрямую влияют на жизнь населения. Ежегодно дорожные службы в Якутии открывают около 11 тыс. км автозимников, что составляет 74,6% от протяженности всех региональных автодорог региона.

Исследования

Научно-исследовательская работа выполняется в рамках заказа казенного предприятия Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики». Ученые намерены изучить несущую способность автозимников с их специфическими условиями.

Как сообщили в пресс-службе СВФУ, в ходе работ на полигоне были отобраны пробы грунта для дальнейшего их изучения и испытания. Также получены предварительные результаты о скорости набора толщины льда, о состоянии сухопутных автозимников перед их пробивкой. В настоящий момент проводятся работы по мониторингу опытных участков и дальнейшему анализу полученных данных, отметили в вузе.

Предприятие «Дороги Арктики» занимается в арктических районах региона обустройством и эксплуатацией зимних автомобильных дорог. Оно находится в ведении регионального Минтранса. В 2024 году предприятие отметило свое 10-летие. Автомобильные дороги, которые обслуживает предприятие, пролегают по территориям Абыйского, Аллаиховского, Верхнеколымского, Верхоянского, Момского, Оймяконского, Среднеколымского, Нижнеколымского, Томпонского, Усть-Янского и Эвено-Бытантайского районов и являются единственной наземной транспортной связью с Якутском.

Фото: Аллаиховский дорожный участок.

Читайте дальше