С 1 апреля вступил в силу федеральный закон «О северном завозе», который представляет собой важный шаг в обеспечении снабжения жизненно важными товарами на территории Крайнего Севера. Этот закон устанавливает новые стандарты и правила для доставки необходимых товаров, вводит систему планирования и мониторинга, а также уточняет меры поддержки и список регионов, подпадающих под северный завоз, об этом сообщает пресс-служба Главы РС (Я) и Правительства РС (Я).
«Федеральные решения по вопросам бесперебойного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости жителей Крайнего Севера отрабатывались на примере республики. В августе 2023 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан закон, создающий правовые и организационные основы северного завоза», – отметил Глава Якутии Айсен Николаев.
Он в подчеркнул, что реализация данных решений должна быть синхронизирована с проводимой на республиканском уровне работой по организации северного завоза.
Крайние северные районы занимают более половины площади России и включают 4108 населенных пунктов из 25 субъектов, где проживает всего лишь 2,1% населения страны. В 2022 году было доставлено 3,4 миллиона тонн грузов на сумму 99,7 миллиарда рублей, а в 2023 году этот объем увеличился до 3,7 миллиона тонн, преимущественно топлива. Более 84% северного завоза приходится на Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Камчатский край.
Однако, состояние транспортно-логистической сети оставляет желать лучшего, средний уровень износа объектов достигает 81,6%, особенно водного транспорта, который обеспечивает большинство поставок. Заработная плата в регионах Дальнего Востока выше среднероссийского уровня, но платежеспособность населения ограничена.
Поэтому затраты на северный завоз не окупаются за счет выручки, и цены на продукты в этих районах значительно выше, что делает государственную поддержку необходимой. Создание цифрового двойника «Северный завоз» и ФГИС мониторинга северного завоза помогут оптимизировать систему снабжения и обеспечить прозрачность в доставке товаров на эти труднодоступные территории.
Напомним, для мониторинга северного завоза формируется новая федеральная государственная информационная система (ФГИС). Постановление об этом подписал Председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
«ФГИС — одно из главных нововведений закона, — подчеркнул глава минвостокразвития Алексей Чекунков. — Между собой условно называем ее «Яндекс.Севзавоз» — чтобы весь процесс был таким же удобным и прозрачным, как привычные сервисы Яндекс.Такси, Яндекс.Еда».
В регионах с ограниченными сроками доставки грузов уже до принятия федерального закона начали совершенствовать систему северного завоза. Особенно яркий опыт накоплен в Республике Саха (Якутия).
Например, в Якутии в 2021 году была оптимизирована логистическая схема транспортировки товаров путем перепроектирования цепочки завоза в муниципальные образования, расположенные в северо-восточной части региона. Это привело к сокращению транспортных затрат в три раза, что привело к экономии в размере 400 рублей за килограмм перевозимого груза.
В 2020 году правительство республики заключило соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по государственным резервам. Продукция, подлежащая разбронированию, используется для обеспечения северного завоза. Так, в 2022 году из запасов Росрезерва в регион было поставлено 1370 тонн продуктов питания.
Важным шагом стало формирование сети торгово-логистических центров, состоящих из магазина самообслуживания, овощехранилища, холодильников, теплых и холодных складов. Их внедрение позволило снизить цены на социально значимые продовольственные товары до 59%. На сегодняшний момент уже функционируют восемь таких центров, а к концу 2025 года планируется их создание во всех 13 арктических районах Якутии.
По мнению Алексея Чекункова, внедрение всех положений нового закона приведет к сокращению сроков доставки товаров северного завоза в среднем на 25 процентов и снижению их стоимости для конечных потребителей на 20 процентов.
Федеральный закон определяет состав территорий северного завоза. В ходе подготовки закона было выявлено, что список включает поселения, где отсутствует проживание людей или где проблемы снабжения уже решены за счет оптимизации логистики.
Виталий Кубичек, административный директор ФАНУ «Востокгосплан», рассказал о проведенной аналитикой инвентаризации более четырех тысяч населенных пунктов, включенных в северный завоз. Оказалось, что в списке присутствуют даже упраздненные поселения.
Ученые выделили три группы населенных пунктов — «поддерживающий», «базовый» и «критический» завоз. Группа «критический» включает самые отдаленные и сложные территории, где требуется усиление государственного регулирования, прежде всего на федеральном уровне. В Чукотском автономном округе насчитывается 39 населенных пунктов, в Магаданской области — девять, на Камчатке — 35, в Сахалинской области — три, в Хабаровском крае — 57, в Бурятии — два, в Забайкалье — девять, в Приморье — четыре, в Амурской области — один, в Якутии — 233.
Фото ЯСИА.